Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую в различных случаях обыватели часто по разному именуют то автодорожной, то дорожно-транспортной, то дорожной.

Но ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным наименованием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела свое уникальное название более 7 лет назад, количество практикующих судей, юристов, следователей, адвокатов по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертизы.

В результате столь общего и абстрактного определения данной экспертизы, в практике довольно таки часто появляются ситуации, когда в офис организации, где имеются тоже «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы дела, где требуются знания эксперта по исследованию ДТП (дорожной происшествий, полотна дороги, дорожных знаков).

И тогда возникает неприглядная ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные органы без должного исполнения, из-за чего сроки дела не выдерживаются из-за грамотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Цели и задачи судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин;

• текущее состояние дорожного полотна в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения ДТП;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение автомобиля и прочих объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспорта и других участников по полотну автомобильной дороги;

Установление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, неправильное расположение дорожных указателей, отсутствие должных дорожных знаков, неверная разметка дорожного полотна и иные негативные условия ситуации.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить все материалы уголовного, гражданского, административного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение всего имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, в случаях, где основным фактором происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.